Поговорим немного о фреонах.

Каждый пользователь знает что в холодильнике есть фреон. Но чаще всего представляет себе что он жидкий, как вода перетекает по трубкам холодильника. Но это не совсем так. Попробую немного "разжевать" эту тему для вас.

Начнём по порядку. Что такое фреон? Если речь идёт о бытовых холодильниках, то давайте погорим в этом теме именно о них. В промышленном и торговом холоде принцип работы практически такой же, отличаются только свойства и названия фреонов.

Во первых название. Фреон, правильно называть - хладагент (от слов "холодильный" и "агент"). Разновидность хладагентов насчитывает несколько десятком разных марок. Слово - "Фреон" это название старой американской компании которая почти сто лет назад начала выпускать хладагент R12, и с тех пор люди называют хладагент - фреоном.

Хладагент это бесцветный газ или жидкость (при определенных условиях, давлениях) не имеющий запаха.

И в вашем домашнем холодильнике в разных местах холодильного контура, есть как газ, жидкость, и паро-жидкость. О этом есть отдельная статья, с познавательным видеороликом на котором я наливаю фреон в пластиковый стаканчик. Если интересно тыц.

Марки и применимость хладагентов.

В старых бытовых холодильниках, которые ещё иногда встречаются у пожилых людей или на дачах, в холодильный контур, был заправлен хладагент R12. Всем известные холодильники - "ЗИЛ", "Донбасс", "Минск", "Днепр" и другие марки которые были практически в каждой семье вплоть до начала 90 годов прошлого столетия.

Хладагент (ХА) R12 - это бесцветный хлор содержащий газ, с легким эфироподобрым запахом. Попадая в атмосферу разрушает озоновый слой атмосферы, поэтому на сегодняшний день запрещён к производству, хотя ещё встречаются аппараты работающие на этом ХА. Да и в продаже можно найти, если сильно захотеть. На смену ХА R12, пришёл R134a.

Хладагент R134a - это смесь газов, по температурным свойствам очень похож на R12, но не содержит хлора, тем самым не разрушающий озоновый слой нашей голубой планеты.R134a и сегодня, в 2017 году, часто встречается при ремонте бытовых холодильников. Но Холодильники с таким ХА уже не выпускаются. Кстати, этот хладагент до сих пор заправляют в автомобильные кондиционеры. К недостаткам R134a можно отнести его способность к закупориванию капиллярной трубки. Наверняка вы могли слышать такую неисправность как "засор капилляра". Об этом отдельно у меня есть небольшая статья. Производители хладагентов, не стоят на месте и постоянно изобретают что то новенькое. И чтобы это "новенькое" хорошо продавалось находят недостатки в существующих ХА, и переводят весь мир на новые, "свежеиспеченные" газы. И делают это на правительственном уровне. Так что вариантов у производителей оборудования нет, приходится подстраиваться. Вот так и с R134a. В 90 годах это крутая новинка, а в 2000 ых оказывается что этот газ вызывает парниковый эффект в атмосфере. Плюс неприятности с "засорами капиллярных трубок". Срочно нужно что то менять. И вот на смену R134 приходит новый хладагент.

R600a - изобутан. Бесцветный ГОРЮЧИЙ газ. В обычной зажигалке находится как раз изобутан. Теоретически газом из нескольких зажигалок можно заправить бытовой холодильник. ХА R600a по сей день, в 2017 году, производители всего мира используют как холодильный агент применяемый для заправки бытовых холодильников. Единственный существенный недостаток - это ГОРЮЧИЙ хладагент. Хоть доза его в обычном бытовом холодильнике невелика (от 30 до 70 граммов , в зависимости от размеров шкафа) но иногда все же бывают единичные случаи возгорания и даже пожаров.

Как определить какой хладагент в вашем холодильнике? Очень просто. В каждом холодильнике есть информационная табличка (шильдик).Располагается она чаще всего внутри холодильного отделения аппарата, может быть спрятана за овощным ящиком. Реже шильдик можно встретить внутри морозильного отделения. И сосем редко на современном аппарате можно найти эту табличку, снаружи, на задней стенке холодильника. На шильдике написана не только марка хладагента, но и масса, заправленная в систему этого холодильника. Так же, марка ХА дублируется на шильдике самого компрессора Так что если Вам нужно узнать информацию о "фреоне" Вашего холодильника вы это можете легко узнать.

Опасен ли фреон?

В небольших концентрациях, при комнатных температурах фреон не токсичен, взрывобезопасен (Кроме горючих газов R600a, R290 итд) и инертен. Но при попадании хладагента на открытое пламя, или при соприкосновении с поверхностями выше 500 градусов, разлагается на фтористый или хлористый водород, которые поражают слизистые оболочки. И самое опасное, при таком нагреве образуется ядовитый газ фосген, надышавшись которого можно пойти "дорогой цветов". Каждый холодильщик наверняка отчетливо знает этот запах. При огневых работах с оборудованием, в котором еще остался хладагент, работы проводить запрещено!